Маршруты в целом
Французская альпийская система (IFAS)
Оценивает общую сложность маршрута, учитывая продолжительность, трудность подъема и спуска, число сложных участков, состояние скал, льда и снега. Часто добавляется "+" или "–" чтобы указать на нижнюю или верхнюю границу класса (например, AD– немного сложнее чем PD+)F (facile/легко) — Простой маршрут, возможен подход по леднику, снег и лед на пологих склонах. (аналог 1Б)
PD (peu difficile/немного сложно) — Маршрут может быть длиннее, с большим перепадом, со снегом и льдом до 45o. Ледники более сложные, лазанье труднее, может требовать страховки, спуск может быть дюльфером.
Больше объективных опасностей. (аналог 2А…2Б)
AD (assez difficile/средней сложности) — Довольно трудно, снег и лед порядка 45-65o, непродолжительное лазание до III категории UIAA, много передвижения со страховкой по опасным, но несложным участкам.
Значительное число опасностей. (аналог 3А…3Б)
D (difficile/сложно) — Трудное, более напряженное с лазаньем IV-V категории, снегом и льдом в 50-70o. Маршруты могут быть длинными средней трудности или напряженными, но короткими.
Серьезная объективная опасность. (аналог 4А…4Б)
TD (tres difficile/очень сложно) — Очень трудно, маршруты этой категории требуют серьезной подготовки и имеют высокий уровень объективной опасности.
Снег и лед 65-80o, лазание V-VI категории, иногда с ИТО, длинные участки сложного лазанья. (аналог 5А…5Б)
ED1/2/3/4 (extramement difficile/крайне сложно) — Очень тяжело, исключительный уровень объективной опасности. Вертикальный лед и скалы до VI-VIII категории, с возможным ИТО. (аналог 5Б…6Б)
ABO (отвратительно) — Сложность и опасность на пределе.
Советская (российская) система
В теории начинается от 1А, но это маршруты не предполагающие страховку.1Б
2А
2Б
3А
3Б
4А
4Б
5А
5Б
6А
6Б
YDS (Йосемитская десятичная система)
Оценка по YDS состоит из двух или трёх частей: Class арабскими цифрами описывает сложность (лазания), Grade — продолжительность римской цифрой, а Protection (если применяется) — надёжность страховки (для прикола использует буквы возрастного рейтинга)Class
1: прогулка, даже трекинговые ботинки не обязательно
2: где-то может надо придержаться, рекомендуются ботинки
3: периодически надо придерживаться руками, в плохую погоду может пригодиться верёвка
4: регулярно надо использовать руки, зачастую надо идти в связке (одновременно)
5: а вот тут уже альпинизм, лазание (прежде всего скало-). Этот класс разделяется на подклассы от 5.1 до 5.15d
Grade
I: в пределах пары часов
II: меньше, чем за полдня
II: примерно половина дня или чуть больше
IV: на целый, возможно длинный, день
V: на два-три дня
VI: от четырёх до шести дней
VII: неделя и больше
Protection rating
G: хорошая надежная страховка везде
PG: в целом хорошо, иногда бывают места, где сложно поставить точку
PG13: нормально, иногда может быть падение на 13 футов (4 метра), без травм
R: так себе, бывают места с затрудненной постановкой точек или без такой возможности
X: плохо, много мест без возможности страховки, опасное падение
Элементы рельефа / питчи
Скалы
YDS | UK Tech | UK Adj | French | UIAA | Saxon | Aus/NZ | South Africa | Finnish | Norweg | Brazilian | Kurtyka |
3–4 | 1 | M | 1 | I | I | 1–2 | 1–2 | 1 | 1 | I | I |
5.0 | 3–4 | 3–4 | I sup | ||||||||
5.1 | 2 | 2 | II | II | 5–6 | 5–6 | 2 | 2 | II | II | |
5.2 | D | 7 | 7 | II sup | |||||||
5.3 | 3 | 3 | III | III | 8–9 | 8–9 | 3 | 3 | III | ||
5.4 | VD | 4a | IV | IV | 10 | 10 | III | IV | |||
5.5 | 4a | S | 4b | IV+/V- | V | 11–12 | 11–12 | 4 | 4 | III sup | |
5.6 | 4b | HS | 4c | V | VI | 13 | 13 | IV | IV+ | ||
5.7 | 4c | VS | 5a | V+ | 14–15 | 14–15 | 5- | 5- | V- | ||
5.8 | HVS | 5b | VI- | VIIa | 16 | 16 | 5 | 5 | IV sup | V | |
5.9 | 5a | 5c | VI | VIIb | 17 | 17–18 | 5+ | 5+ | V | V+ | |
5.10a | E1 | 6a | VI+ | VIIc | 18 | 19 | 6- | VI | VI | ||
5.10b | 5b | 6a+ | VII- | 19 | 20 | 6- | VI+ | ||||
5.10c | E2 | 6b | VII | VIIIa | 20 | 21 | 6 | 6 | VI sup | VI.1 | |
5.10d | 5c | 6b+ | VII+ | VIIIb | 22 | 6+ | VI.1+ | ||||
5.11a | E3 | 6c | VIIIc | 21 | 6+ | 7- | 7a | VI.2 | |||
5.11b | 6c+ | VIII- | 22 | 23 | 7 | 7b | VI.2+ | ||||
5.11c | 6a | E4 | IXa | 23 | 24 | 7 | 7c | ||||
5.11d | 7a | VIII | IXb | 25 | 7+ | VI.3 | |||||
5.12a | E5 | 7a+ | VIII+ | IXc | 24 | 26 | 7+ | 7+/8- | 8a | VI.3+ | |
5.12b | 7b | 25 | 27 | 8- | 8- | 8b | VI.4 | ||||
5.12c | 6b | E6 | 7b+ | IX- | Xa | 26 | 28 | 8 | 8 | 8c | |
5.12d | 7c | IX | Xb | 27 | 29 | 8+ | 8/8+ | 9a | VI.4+ | ||
5.13a | E7 | 7c+ | IX+ | Xc | 28 | 30 | 9- | 8+ | 9b | VI.5 | |
5.13b | 6c | 8a | 29 | 31 | 9 | 9- | 9c | VI.5+ | |||
5.13c | E8 | 8a+ | X- | XIa | 30 | 32 | 9+ | 9-/9 | 10a | ||
5.13d | E9 | 8b | X | XIb | 31 | 33 | 10- | 9 | 10b | VI.6 | |
5.14a | 7a | E10 | 8b+ | X+ | XIc | 32 | 34 | 10 | 9/9+ | 10c | VI.6+ |
5.14b | 8c | 33 | 35 | 10+ | 9+ | 11a | VI.7 | ||||
5.14c | 7b | E11 | 8c+ | XI- | XIIa | 34 | 36 | 11- | 9+/10- | 11b | VI.7+ |
5.14d | 9a | XI | XIIb | 35 | 37 | 11 | 11c | VI.8 | |||
5.15a | 9a+ | XI+ | 36 | 38 | 12a | ||||||
5.15b | 9b | 37 | 39 | 12b | |||||||
5.15c | 9b+ | XII- | 38 | 40 | 12c | ||||||
5.15d | 9c | XII | 39 | 13a |
Микст
Участки, которые требуют ледовые инструменты и проходятся в кошках. Ледовые участки необязательны, но часто присутствуют.M1-3: Простые, некрутые. Обычно проходятся без инструментов.
M4: Отдельные плиты до вертикальных с некоторыми участками технического лазанья.
M5: Некоторая продолжительность вертикального драйтулинга.
M6: От вертикального до нависающего с трудным лазаньем.
M7: Нависающие участки, трудное и техничное лазанье. До 10 метров сложного лазанья.
M8: Участки с карнизами, с более трудным и техничным лазаньем. Болдеринг или более длинные ключи, чем на М7.
M9: Продолжительные вертикальные или слегка нависающие участки с незначительными или техничными зацепами. Либо карнизы на 2-3 длины тела.
M10: Карнизы и потолки от 10 метров длиной или от 30 метров нависающего драйтулинга со сложными движениями и без отдыха.
M11: Сложное лазание по нависаниям на длину веревки или от 15 метров потолка.
M12: M11 со сложными болдериговыми движениями и очень техничными зацепами.
M13-14: нововведения
Каскадный и глетчерный лед
Ледовая классификация сильно разнится в зависимости от региона и еще развивается. Данная шкала отражает некое среднее разных систем. Аббревиатура WI относится к натёчному сезонному льду (waterfall ice), глетчерный лед обозначается AI (alpine ice) и может быть проще натёчного той же категории. Канадцы часто опускают символ WI и пишут техническую сложность через дефис после римской цифры канадской оценки сложности (пример: II-5).WI1: Некрутой лед, не требует ледовых инструментов.
WI2: Средней крутизны(около 60o), возможны небольшие выпуклости. Хорошая страховка.
WI3: В среднем 70o со взлетами до 80-90o. Хорошие места для отдыха и страховки.
WI4: Продолжительные участки 80o, с длинными кусками до 90o и нечастыми местами отдыха.
WI5: Длинные и напряженные, с участками 85-90o на всю веревку, с редкими местами отдыха. Или короткие участки тонкого и плохого льда со сложной страховкой.
WI6: Длинные питчи вертикального льда без мест для отдыха. Или короткие питчи, более напряженные, чем WI5 и очень техничные.
WI7: Как предыдущие, но по тонкому плохо скрепленному льду или нависающие плохо сцепленные колонны. Страховка невозможна или очень сложна и сомнительной надежности.
WI8: Обсуждается необходимость введения.
Снег
Для снега просто указывается уклон самого крутого участка (например: 70o) или примерный диапазон крутизны (например: 70-80o).ИТО
По современным представлениям отражает сложность страховки и опасность срыва. Вместо "А" (artificial) может использоваться "С" (clean), если маршрут может быть пройден "без молотка" — на закладках и скайхуках.A0 Передвижение по шлямбурным дорожкам и подтягивание на зацепках без лесенок
A1 Простое ИТО с надежными точками. Срыв безопасен.
A2 Средней сложности. Небольшие участки с затрудненной постановкой хороших точек.
A2+ Немного более сложное ИТО, с элементами А3.
A3 Сложные переходы. Возможны несколько ненадежных точек подряд.
A3+ Немного более сложное, с элементами А4.
A4 Сложное, опасное и трудоемкое ИТО. Многие точки держат только вес тела.
A4+ Более сложное, с элементами А5.
A5 Очень сложное и опасное ИТО,надежных точек нет, срыв с падением на всю веревку может закончиться смертью.
A6 То же, что А5, но и станции ненадежны. Срыв приводит к падению всей связки.